Кроме медицинской реабилитации широко применяются методы психолого-педагогической коррекции: Монтессори-педагогика, занятия с психологом, в том числе в сенсорной комнате, специально оборудованной для восстановления и развития сенсорики, занятия с учителем-дефектологом, логоритмика, музыкальное и физическое воспитание, агротерапия. Развитию творческих способностей детей помогают занятия рисованием, лепкой, аппликациями. Также применяется сказкотерапия. Педагоги-дефектологи готовят кукольные представления, соответствующие возрасту детей.
Ведение образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, способствующей познавательному, речевому, социально-эмоциональному развитию детей, а так же их социализации.
МОТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори
ТЕМАТИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.
Дети — такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте — это насилие над растущим организмом. Поэтому надо направлять энергию детей в правильное русло с помощью физкультуры для детей.
ЛОГОРИТМИКА и ее польза для детей, имеющих речевые нарушения.Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). В младшем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка
ИГРЫ С УЧИТЕЛЕМ- ДЕФЕКТОЛОГОМ
«Организация работы дефектологической службы в условиях реализации проекта «Как дома», основной идеей которого является изменение качества жизни детей в условиях дома ребенка, их социального окружения. В новых условиях и специалисты и персонал, обслуживающий детей в составе единой команды, у них есть общие зоны внимания и ответственности за развитие, здоровье детей. Модель «семейной» группы позволяет ребенку приобретать социальный опыт отношений с близким взрослым. Ребенок знает, к кому обратиться за помощью, кто лучше других сможет понять и помочь ему. Окружающая среда позволяет ребенку самостоятельно выбирать вид деятельности, материал, партнера; позволяет быть максимально самостоятельным, автономным в своих проявлениях.
Основная работа педагога-дефектолога имеет три направления (работа с детьми, работа с персоналом, проведение супервизий – профессионального консультирования сотрудников на рабочем месте). Одно из новых – это работа с персоналом. Целью данного направления является организация естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, а у персонала формируется родительский стиль отношений.
Задачи:
- Консультации для всего персонала по развитию детей, подбору пособий, индивидуальному сопровождению и т.д.
- Организация обсуждения текущих вопросов с участием всех сотрудников группы (при необходимости приглашаются специалисты)
- Передача и разъяснение сотрудникам группы информации по дому ребенка
Взаимодействие с другими специалистами обеспечивает формирование у медико-педагогической команды единой профессиональной позиции, направленной на выполнение стандарта социально-эмоционального поведения сотрудников.
Работу с детьми, мы подразделяем на две формы взаимодействия – индивидуальную и подгрупповую.Самое традиционное направление в работе дефектолога – индивидуальная работа с ребенком претерпевает некоторые изменения. Данный вид подразумевает собой непросто перенос занятия из кабинета в группу, а появление новой концепции – коррекционно-развивающее взаимодействие с ребенком в том месте, где он живет, в уютной, домашней среде, позволяющей ребенку чувствовать себя комфортно, защищено. Это в большей степени относится к детям первого года жизни. Как правило, материал к таким занятиям находится в группе и хорошо знаком ребенку. Такие занятия позволяют помимо коррекционно-развивающих задач формировать некоторые семейные ценности: отзывчивость, сострадание, желание заботиться о близких.
Индивидуальные занятия с детьми более старшего возраста, проводятся вне группы и носят традиционный характер. Предполагается прежде всего проведение диагностического обследования (на момент поступления, в эпикризные сроки).
Индивидуальная работа с ребенком и взрослым в группе состоит из наблюдения, анализа взаимодействия взрослого и ребенка и носит рекомендательный характер (педагог-дефектолог может что-либо подсказать взрослому, объяснить значимость данного вида деятельности, обучить какому-либо приему взаимодействия с малышом). Как принять ту или иную поз, при которой активность ребенка может возрасти.Характер взаимодействия зависит от психологического состояния ребенка, его готовности общаться с взрослым.
Подгрупповая работа вне группы представляет собой работу с детьми, имеющими сходный дефект, для устранения которого необходимо создание специальной обстановки и использование определенного дидактического материала (печатных пособий). А также требует от ребенка концентрации внимания. Это могут быть логоритмические, фронтальные занятия с привлечение сотрудников группы.
Часто для того, что бы научить ребенка различать и называть цвета, уходит много времени. Дети трудно запоминают, путают цвета. Ребенку трудно запомнить цвет так, как он сам по себе не привязан к конкретному образу, его нельзя потрогать, попробовать (ощутить), а в раннем возрасте это особенно актуально.
Поэтому для облегчения запоминания детьми цветов и превращение этого процесса в увлекательную игру был разработан метод «Цветные шарики».
Воздушные шарики четырех основных цветов наполняются различным, хорошо ощутимым через тонкую резину шарика материалом отличным друг от друга по тактильным ощущениям. Ребенку дается возможность тактильно ощутить, что находится внутри шарика. Затем предлагается увидеть наполнитель шарика в открытой емкости. Каждому цвету шарика прикрепляется тактильное ощущение-наполнитель (красный-песочек, синий пуговки и.т.д.).во время изучения цветов методом «Цветных шариков» ребенку можно предлагать различные игры, найти по тактильным ощущения шарик и назвать его цвет.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития.