35 главных врачей предотвратили попытку продавить вопрос из повестки о проекте закона «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи»

Сегодня 10 октября 2019 года на заседании комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области руководство областного минздрава и 35 главных врачей предотвратили попытку продавить вопрос из повестки о проекте закона «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи» для вынесения его на сессию 23 октября 2019 года. Председатель комитета Александр Гаськов 4 октября направил в региональный минздрав повестку заседания, где вопрос о рассмотрении данного законопроекта отсутствовал, в ответ руководством минздава были подготовлены и направлены информационные материалы в адрес главы комитета. Однако, поздно вечером 9 октября в адрес минздрава новая редакция повестки с включенным в неё вопросом о проекте закона. Медицинская общественность Приангарья, прочувствовав на себе все «прелести» муниципального здравоохранения, не дала совершить попытку отдельных депутатов повернуть государственную систему управления здравоохранением вспять на 10 лет. Возмущенные главврачи, которые с понедельника находились в Иркутске в рамках мероприятий выставки «Сибздравоохранение-2019», прибыли на заседание комитета, чтобы выразить несогласие с закулисной игрой членов комитета. После голосования и принятия повестки слово взяла член комитета Светлана Шевченко, которая предложила снять с повестки вопрос о рассмотрении законопроекта. Далее кроме формальной части вопроса Олег Ярошенко в своём докладе обратил внимание участников заседания на то, что в августе 2019 года Губернатор Иркутской области Сергей Левченко направил в адрес председателя Заксобрания Иркутской области письмо с подробным изложением нецелесообразности данного законопроекта, не отвечающего интересам безопасности, сложившейся трёхуровневой системе здравоохранения, что свидетельствует. Кроме того, на заседание комитета прибыли 35 главных врачей медицинских организаций Иркутской области, поскольку медицинская общественность региона взволнована существованием данного законопроекта, который носит антинациональный, антигосударственный характер. Возмущения главных врачей медицинских учреждений области абсолютно обоснованы и опираются на опыт их работы и при системе муниципального, и при системе областного здравоохранения. Для подтверждения слов министра и и позиции главврачей, приведём всего несколько фактов из проекта закона о передачи здравоохранения с областного уровня на муниципальный. Если сравнить по финансированию 2013 год, когда здравоохранение было муниципальным и 2019 год, когда оно уже несколько лет находится в ведении области, то можно увидеть значительное увеличение средств. Например, льготное обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 №106-ОЗ в 2013 году составляло 336 362,5 млн руб, в 2019 году 1 113 625,80 млн руб; на иммунопрофилактику в 2013 году выделялось 18 169,3 млн руб, в 2019 году 259 274, 60 млн руб; для укрепления материально-технической базы медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области в 2013 году 92 535 млн руб, в 2019 году 333 329, 20 млн руб; капитальный ремонт и ПСД в 2013 году составил 78 670,8 млн руб, в 2019 году 763 683 млн руб. Чтобы ввести в заблуждение общественность, авторы законопроекта написали очень увлекательную, но туманную фразу: «Принятие проекта не потребует дополнительных расходов из областного бюджета». Ведь только вдумайтесь, что в 2013-2014 года при передаче здравоохранения на областной уровень, в департаментах, отделах работало порядка 170 человек. С 2014 года с их работой стали справляться 60 сотрудников областного минздрава при ежегодном расширении задач и функционала. А на что же рассчитывают авторы данного законопроекта? Что мэр и его секретарь будут заниматься реализацией национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» и оказание медико-санитарной помощи, которое делегировано муниципальному здравоохранению. Ведь надо найти десятки квалифицированных специалистов в Братске, Саянске, Усть-Илимске и других городов области чтобы выполнять Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и реализовывать национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» и другие сверхзадачи. Однако, на это нужны десятки миллионов рублей. Так с какой же целью авторы законопроекта вводят общественность в заблуждение и отмечают следующие пункты в проекте закона: 1) сокращение количества государственных медицинских организаций и их структурных подразделений; 2) увеличение количества населенных пунктов, в которых полностью отсутствуют медицинские организации и их структурные подразделения; 3) увеличение дефицита медицинских кадров; 4) отсутствие положительной динамики в снижении заболеваемости населения; 5) снижение удовлетворенности населения состоянием медицинской помощи; 6) резкое уменьшение степени вовлеченности органов местного самоуправления в оказание медицинской помощи; 7) нарушение территориально-участкового принципа организации здравоохранения, предполагающего приближение оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи к месту жительства, месту работы или учебы? С передачей здравоохранения на муниципальный уровень придётся добавить в управленческую команду более двадцати чиновников, что не повлияет положительным образом на областной бюджет. Также в цепочку передачи финансовых ресурсов (в настоящее время максимально короткую, поскольку средства из областного бюджета без посредников передаются в медицинские организации) пятёрка инициативных депутатов предлагает включить дополнительного «посредника» – органы местного самоуправления, которые будут получать средства из областного бюджета и передавать часть полученных средств в медицинские организации, а часть – оставлять на собственное содержание. Как известно, чем больше таких «посредников» в передаче как финансовых ресурсов, так и управленческих команд и решений, тем меньшая эффективность использования бюджетных средств и больше проблем и временных затрат на выполнение управленческих команд. Ради чего добавлять ещё одно звено в виде муниципалитетов в финансирование здравоохранения? Ответ на данный вопрос остаётся на совести авторов законопроекта. Благодаря вертикальной централизации системы здравоохранения в Иркусткой области действия во время ЧС летом 2019 года позволили предпринять комплекс мер по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, провести вакцинацию и избежать вспышки эпидемий. Не это ли лучшее подтверждение работы рядовых врачей, глав больниц, руководства регионального минздрава и руководство региона, которые несут персональную ответственность за состояние граждан перед Президентом РФ и Минздравом РФ. Не лишним будет вспомнить слова Эдуарда Бернштейна: «Движение — всё, цель — ничто». Авторы законопроекта ни на секунду не задумываются, что вся ответственность за принятие подобного необдуманного решения ляжет на плечи главных врачей и глав муниципальных образований. Также не находят отклика и интереса в сердцах и умах депутатов и системные стратегические позитивные изменения, которые произошли в медицинской отрасли Приангарья с 2017 года, а это ежегодные капитальные ремонты 44-48 медицинских объектов на общую сумму 550-600 млн. рублей; выделение из областного бюджета до 1,5 млрд. рублей ежегодно на завершение строительства ранее начатых, новых и проектирование объектов здравоохранения; ежегодная закупка медицинского оборудования на суммы порядка 300-350 млн. рублей; обучение и стажировка специалистов на базах лучших медицинских учреждений Иркутска, страны и мира; участие врачей в различных научных конференциях, съездах, форумах с международным участием; реальный положительный успех в области трансплантологии впервые по пересадке печени, наращивание мощи по пересадке почек и амбициозные задачи по пересадке сердца в течение 2020 года; закрытие темы Александровского централа как филиала психиатрической больницы и перевод 206 пациентов в 5 новооткрытых психиатрических отделений; открытие инновационных отделений в больницах: гемодиализных, реабилитационных, ПСО, РСЦ. Всё это позволило реализовать в Иркутской области более 40 дорожных карт. Отказ от предоставляемых депутатами преференций, официально направили мэры Усть-Илимска и Усть-Илимского района и Саянска.Также своё категоричное «Нет» в сторону законопроекта высказывают и рядовые врачи, заработная плата которых соответствует майским указам президента, от среднего трудового дохода по Иркутской области это составляет 200% по врачам − 77 292,1 рублей, 100% по среднему медперсоналу − 39 303,9 тыс. рублей, 100% по младшему медперсоналу − 38 567,1 тыс. рублей. Кроме того, за последнее время произошло качественное улучшение кадровой обеспеченности врачами. Если в 2015 году обеспеченность врачами на 10 тыс. населения была всего 29,5, то уже к концу 2018 года она составила 38,5 на 10 тыс. населения, что выше среднероссийского показателя. В 2013-2014 годах при передаче муниципального здравоохранения на областной уровень, просроченная кредиторская задолженность муниципальных объектов здравоохранения была около 500 млн рублей. Однако, депутатов не останавливает тот факт, что в стране лишь 4% медицинских организаций находятся в ведении муниципалитетов, а остальные 96% принадлежат субъектам РФ. Сколько же ещё медицинское сообщество Приангарья будут сотрясать отдельные турбулентные личности и сколько должно быть жертв, чтобы «горячие головы» прозрели и стали заниматься своими прямыми законотворческими инициативами на благо и здоровье граждан Российской Федерации?