Актуальность художественно-эстетического развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте

В настоящее время идеи  раннего развития  становятся все более популярны. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения.

Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Тем не менее, далеко не все знают, что же подразумевает под собой ранее развитие и путают его с ранним обучением. Раннее развитие – это организация систематических занятий с малышом 1-3 лет по разным направлениям развития, при этом содержание материала и сама структура занятия соответствуют психологическим особенностям раннего возраста.

Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – это первый шаг в творчество для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность. Занятия продуктивными видами деятельности развивают у ребенка речь, мелкую моторику, помогают узнать много нового и интересного о мире вокруг

В процессе продуктивной деятельности происходит формирование и уточнение представлений о свойствах и качествах предметов, об их форме, величине, цвете, положении в пространстве, которые усваиваются в ходе практической деятельности ребенка, усваиваются прочно и закрепляются в сознании, не требуя при этом долгих объяснений.

Занятия продуктивными видами деятельности дают ребенку очень полезные практические навыки. Овладевая различными методами рисования, лепки и аппликации, он постепенно учится осуществлять различные действия руками, регулировать их силу, плавность и ритмичность. В ходе такой тренировки ручные действия становятся более тонкими и точными, что облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности. Занятия продуктивными видами деятельности помогают развивать в ребенке ценные качества личности – настойчивость, терпеливость, аккуратность и другие.

В процессе продуктивной деятельности у ребенка возникает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. Важно создать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения ребенком элементарных приемов изображения (лепки, рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности.

Очень важно правильно организовать занятия с малышами, ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться и ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним. Но при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребенка.

Необходимо организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений ребенка о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений, показывать ребенку в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.

Существуют современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом. Специально разработанные для малышей методики рисования, лепки, аппликации позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты! Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша.

 

Литература

  1. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2014. – 144 с.
  2. Лыкова, И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.
  3. Янушко, Е. А. Рисование с детьми раннего возраста.1-3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей]. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 287 с.
  4. Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста.1-3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей]. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 215 с.

 

 

автор статьи: Васильева Т.Б.

воспитатель группы «Карапузики»

dav