Памятка для родителей: «Роль семьи (родителей) в воспитании и развитии ребенка»

Детство – важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Одной из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, является воспитание детей. Сегодня проблема воспитания и развития обсуждается родителями, психологами, педагогами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования , родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание.

Семья – живая клеточка сложнейшего общественного организма. Она пропитана его живительными «соками» и «вредоносными ядами». Семья – социальный институт воспитания , в ней осуществляется преемственность поколений, социализации детей, то включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы детской души. Здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья. Ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьётся великая личность или, «может быть, низкий проходимец», утверждал И.А. Ильин.

По мнению З. Матейчик, семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита.

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так , как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно всё равно несёт в себе манеру поведения , речи, качества характера, заложенные семьёй. Всё это- стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личностей родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия  (от наказа до поощрений); степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения. Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребёнком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени  сформировалось убеждение , что стиль детско – родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребёнка и особенности его поведения. Наиболее наглядно стиль детско – родительских отношений проявляется при воспитании ребёнка. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребёнка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста , интересу к внутреннему миру людей.

Я.Д. Коломинский считает важной составляющей личности ребёнка её направленность, то есть систему ведущих мотивов поведения. Мотивационная сфера ребёнка активно развивается в дошкольные годы, если трёхлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и , совершая тот или иной поступок, не отдаёт себе ясного отчёта, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребёнка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Итак , обобщая сказанное, можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребёнка, причем условия положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребёнка . Во–первых, содействие формированию активности ребёнка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сенситивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сенситивный период активность ребёнка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает её уровень или придаёт ей другую направленность.

Во–вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.

В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребёнка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностей среды в развитии ребёнка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

Наши наблюдения за взаимоотношениями и взаимодействиями родителей и детей за время работы показали, что ребенок стремится достигнуть со значимым для него членом семьи общего переживания в совместных делах, научиться действовать , как родители; динамики развития взаимоотношений в процессе взаимодействия, изменения стиля родительского поведения, установок на воспитание ребенка, изменения внутрисемейных отношений. Все это имеет огромное значение для развития установок взрослых на роль «родительства» и оказывает положительное влияние на воспитание детей.

Функция родителей- научить ребенка жить. Но в то же время родители не должны дублировать госучреждения и выступать в роли воспитателей и учителей. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. Приоритет в воспитании и развитии ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Задача педагогов, психологов- «повернуться» лицом к семье, оказывая ей педагогическую помощь.

Библиографический список:

1.Евдокимова Е.С..Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.М.,2005.

2.Куликова Т.А.Семейна педагогика и домашнее воспитание.М.,2002.

3.Ковалёва С.В.Психология семейных отношений.М.,1983.

4.Пастухова И.О.Создание единого пространства развития ребёнка. М., 2007.