«Сортировки»

Сортировка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка, ведь одновременно тренируется и моторика, и мышление, и внимания, а также обогащается словарный запас ребенка.

Задачи на сортировку позволяют детям обнаружить значимые свойства привычных и незнакомых предметов, и учит их сравнивать между собой. Во время сортировки ребенок каждый раз изучает предмет и принимает решение о его принадлежности к определенной категории. Навык выявлять наиболее важные признаки предметов будет использоваться малышами всю жизнь: от простых бытовых ситуаций до учёбы и профессионального развития. Более того навык сортировки является обязательным этапом, предшествующим развитию математических способностей детей.

В благоприятной атмосфере где-то к полутора-двум годам малыши четко осознают, что мир, в который они пришли, существует по определенным правилам, а значит познавать его закономерности достаточно полезная деятельность. К двум годам развивается особый интерес к поддержанию порядка, детей привлекает сортировка, а ближе к четырём годам интерес угасает. Мы рекомендуем ориентироваться на ребенка и не бояться экспериментировать с материалом и форматом упражнений, подбирая их под возраст и индивидуальные потребности малыша.

Первые сортировки должны различаться по одному параметру и делиться только на две-три группы. Начните с очевидных сортировок: например, сортировка ракушек и камней или деления по основным цветам. Имейте в виду, что некоторые дети плохо различают цвета вплоть до 3х лет. Если 2это так, не настаивайте, а выбирайте другие сортировки, время от времени возвращаясь к цветам.

Сортировка полезна для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также прекрасно развивает внимание ребенка, учит его переключать внимание с одних деталей на другие, а также переключаться между стадиями планирования и осуществления действий.

Любимым материалом для сортировки для многих семей остаются крупные пуговицы, бусины и помпоны ярких цветов. Также часто для сортировки используют природные материалы, например, желуди, камни, орехи, листья, шишки, ракушки, фрукты и продукты, например, фасоль, горох, макароны разных форм и цветов, конфеты.

Для развития мелкой моторики можно использовать совочек и разноцветный песок, перекладывать легкие помпоны с помощью пинцета, переливать разноцветные жидкости с помощью спринцовки, лейки, пипетки и др.

Автор: учитель-дефектолог Шувалова А.А.

smart
smart