Сергей Сокол, Председатель Законодательного Собрания Иркутской, 01.08.2019г. дал интервью телекомпании «Вести-Иркутск». В беседе с журналистом от темы пожаров и наводнений Сергей Сокол перешел к теме якобы проблем здравоохранения. Он сообщил, что депутаты Заксобрания не довольны результатами работы медицинских учреждений, переданных 5 лет назад с муниципального уровня на уровень областной власти. Якобы система управления неэффективна, и «…почему стало хуже, если раньше было лучше». Напомним, Сергей Сокол направил Губернатору проект закона Иркутской области № ПЗ-554 от 08.07.2019г. «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи», внесенный депутатами Заксобрания Иркутской области А.В. Лобковым, А.Ю. Гаськовым, В.Л. Побойкиным, О.В. Безродных, Л.И. Егоровой.
Однако медицинские работники Иркутской области, главные врачи медицинских организаций, руководство большинства муниципалитетов сотрудники муниципалитетов категорически не согласны с данным законопроектом.
До 2013-2014гг. невозможно было создать полноценную трехуровневую систему здравоохранения, поскольку муниципальными учреждениями постоянно нарушались гарантированные законодательством права жителей иных муниципальных образований на бесплатное получение медицинской помощи. т.к. приоритет отдавался жителям собственного муниципального образования. Пациентам из других муниципальных образований выставляли счета, заставляя их платить, возмещать расходы местных бюджетов. Или же выставляли счета медицинским организациям, к которым был прикреплен пациент, зачастую просто «раздевая» эти медорганизации. Таким образом, возврат к муниципальному здравоохранению неизбежно влечет к возврату дискриминации по месту жительства и месту прикрепления.
В пользу приоритета регионального управления медицинскими учреждениями говорит и федеральная статистика: с 2015 по 2019 годы доля медицинских учреждений, находящихся в ведении муниципальных образований, неукоснительно снижается по всей стране. Так, в Сибирском федеральном округе доля медорганизаций в ведении муниципалитетов к 2019 году составляет всего 0,1% от общего числа медорганизаций. Для сравнения: в 2015 году эта доля составляла 9,5%. В Дальневосточном федеральном округе к 2019 году этот показатель составил 0,3%. В Центральном федеральном округе, в Белгородской, Кемеровской и Мурманской областях, в Карачаево-Черкессии, Краснодарском крае и в Крыму за последние 4 года медицинские учреждения и вовсе в 100% случаев вывели из-под муниципального управления.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко направил в адрес Сергея Сокола письмо от 05.08.2019г. № 02-01-4109/19, в котором обозначены положительные и эффективные сдвиги, произошедшие после передачи медицинских учреждений в областное ведение. Централизованная система управления медицинскими организациями позволила создать региональные сосудистые центры, 10 первичных сосудистых отделений. «Прямая доставка» пациентов с места вызова машинами скорой помощи в первичные сосудистые отделения и региональные сосудистые центры, минуя районные больницы, значительно сокращает сроки оказания медицинской помощи. В результате показатель смертности от болезней органов кровообращения всего населения уменьшился за последние 6 лет на 8,9%. Создана единая система мониторинга тяжелых больных (ежедневный сбор информации из медицинских организаций области, дистанционное консультирование, своевременное решение о переводе пациента на следующий уровень лечения), что способствовало снижению смертности населения в Иркутской области за 6 лет на 4,9%. Также после передачи муниципальных медицинских организаций в государственную собственность Иркутской области были решены вопросы оказания скорой медицинской помощи в отношении прилегающих к городам районов, проведена информатизация подразделений скорой медицинской помощи и началось создание единой диспетчерской скорой медицинской помощи региона.
Общий объем финансовых средств, направляемый в сферу здравоохранения за счет средств областного бюджета, вырос в 2019 году по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза. Общая сумма финансирования в 2019 году составила 27,9 млрд. рублей. За счет средств областного бюджета проведены ремонтные работы по подготовке медицинских организаций к отопительному сезону. Централизованно с 2017 по 2019г. закуплено 2700 единиц оборудования на 1,5 млрд. рублей, значительно улучшилась кадровая обеспеченность.
Также в письме подчеркивается, что система организации оказания медицинской помощи позволяет эффективно управлять медицинскими организациями, выполнять порядки и стандарты оказания медицинской помощи, создать единую систему оказания экстренной неотложной медицинской помощи на территории Иркутской области. Данная система доказала свою высокую эффективность при организации оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, при организации масштабной вакцинации в крайне ограниченнные сроки, в процессе ликвидации медико-санитарных последствий наводнения в Иркутской области в июне-июле 2019 года в гоодах Тулуне, Нижнеудинске, Тайшете и п.Чуна.
Министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко также высказался категорически против инициативы депутатов областного Заксобрания вернуть управление медициной на муниципальный уровень. В интервью информационному порталу «Ирксиб» 09.07.2019г. Олег Николаевич убедительно, с цифрами и фактами доказал, что положительные изменения, которые произошли в медицине Приангарья с 2017 года, свидетельствуют о нецелесообразности возврата к предыдущей модели из-за ее низкой эффективности. В 2013 году под крыло минздрава передали 97 лечебных учреждений, затем, с 2014 года еще 28 — в Иркутске. Если до передачи на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство, разработку проектно-сметной документации муниципалитеты направляли ежегодно от 100 до 150 миллионов рублей, то с 2017 года на эти цели закладывается полтора миллиарда рублей из областного бюджета. По капитальному ремонту цифры еще убедительнее — раньше тратилось менее 50 миллионов рублей в год, с 2017 года — от 550 миллионов рублей и более. На эти деньги ежегодно комплексно ремонтируется до 45 медицинских объектов. Износ всех зданий медорганизаций до 2014 года составлял около 43%. В настоящее время он снижен до 33-34%».
Благодаря передаче муниципального здравоохранения на региональный уровень удалось реализовать длительное время нерешаемые, а только усугубляемые проблемы. Содержание психических больных в Александровской центральной каторжной тюрьме. Объединение скорой медицинской помощи г.Иркутска и Иркутского района. Полный коллапс вокруг Усольского роддома, с неоднократым его закрытием по решению суда и Роспотребнадзора, и угрозой ликвидации. Перезакрепление населения Усть-Илимского района от городской больницы к городской поликлинике №1 и №2. Спасение от закрытия и ликвидации по суду многих врачебных амбулаторий и ФАПов по примеру амбулатории в п.Коробчанка Усть-Илимского района. И многие другие, ранее нерешаемые проблемы.
Взять к примеру здравоохранение г.Иркутска. С 1995 по 2014гг. муниципалитет, несмотря на серьезные вложения в бюджет, смог построить только детскую поликлинику №6, поликлинику ГБ №8, хирургию Ивано-Матренинской больницы, и это при существенном софинансировании со стороны региона и федерального центра. В 2014г., при передаче муниципальных учреждений, были переданы и «пожелания» по строительству медицинских объектов на общую сумму порядка 4 млрд. руб., практически без проектно-сметной документации на них.
Буквально за 3 года областная власть разработала медико-технические задания, на выходе проектно-сметная документация на строительство филиала поликлиник №1, №10, №15, травмпункта ГБ №5 в г.Иркутске. В 2018г. началось строительство детской поликлиники №9 в предместье Марата. Уже в 2020 году весной она примет 20 тыс. маленьких пациентов. В этом году завершится строительство 8-ой детской поликлиники.
Братский перинатальный центр за 20 лет муниципального управления не получил ни медико-технического задания, ни проектно-сметной документации. Данная работа сделана областной властью за 2 года. В Усть-Ордынском бурятском автономном округе 5 медицинских объектов строились и замораживались с 2006 года, и только областной власти удалось завершить строительство и ввести их в эксплуатацию.
Также в интервью министр подробно рассказал об огромной кредиторской задолженности лечебных учреждений, входящих в состав муниципалитетов, и о катастрофической нехватке средств на ремонт и строительство новых объектов здравоохранения, и о существенном дефиците медицинских кадров. Министр отметил, что на момент передачи медучреждений на региональный уровень, в 2013 году учреждения имели кредиторскую задолженность 415 миллионов рублей. То есть муниципалитеты не могли исполнить свои законные обязательства перед больницами, сотрудниками и населением муниципалитетов. Возвращение здравоохранения муниципалитетам приведет к неспособности финансировать медицину в должных объемах, особенно с учетом затрат на содержание и эксплуатацию современных уже построенных медицинских объектов, оборудования и работающего в больницах персонала, не говоря о тех, которые будут построены.
В 2013-2014 годах, когда в ведение областного минздрава было передано более 130 медицинских организаций, ранее находящихся в муниципальной собственности, около 170 муниципальных служащих являлись сотрудниками департаментов, комитетов и управлений здравоохранения муниципальных образований. По итогам передачи учреждений здравоохранения из муниципалитетов на областной уровень количество госслужащих сократилось со 170 до 60 чел., то есть почти в 3 раза. Разработчики законопроекта явно лукавят, что никаких дополнительных затрат не понадобится для очередного перевода учреждений здравоохранения в муниципальное ведение. Очевидно, что нужно будет расширять бюрократический аппарат муниципалитетов, и вопрос здесь не только в количестве, но и в качестве необходимых для этого кадров. Где муниципалитеты сейчас возьмут зрелых, профессиональных, состоявшихся, закаленных годами профессионалов-управленцев, — большой вопрос. А ведь с 2019 по 2024 годы Иркутская область должна в полном объеме без срывов исполнить 8 федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение», и 3 — нацпроекта «Демография».
Полную версию интервью Олега Ярошенко читайте по ссылке: https://irksib.ru/…/15012-minist-zdravookhraneniya-priangar…