Формирование семейных ценностей у детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему!..»

Себастьян Бранта 15 век

 

Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть тысячам детей, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в будущем создать нормальную семью? Решение этой проблемы и есть наша главная задача.

В нашем центре находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Поэтому важнейшей задачей социально-реабилитационной работы является возвращение ребенка в нормальную семью, воспитать в ребенке способность к тому, чтобы он не только не повторил негативный опыт своих родителей, но и сам смог в будущем, создавая свою собственную семью , преодолевал трудности. Семейное воспитание детей, в условиях социально-реабилитационного центра – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Наших детей можно условно классифицировать на 3 группы:

Дети с положительным опытом жизни в семье (чьи семьи попали в трудную жизненную ситуацию). Как правило, у этих детей есть родственники, которые их навещают, но не имеют возможности взять под опеку.

Дети, не имеющие опыта жизни в семье (подкидыши, дети, осиротевшие в раннем возрасте). Родственников у этих детей нет, поэтому реабилитационный центр они считают своей семьей.

Дети с отрицательным опытом жизни в семье (социальные сироты, изъятые из дезадаптированных семей). У таких детей при поступлении в реабилитационный центр возникает ценностный конфликт, так как шкала их жизненных ценностей формировалась в неблагоприятных условиях и не совпадает с общепринятой в обществе. Это самая сложная категория детей.

Работая с детьми по формированию семейных ценностей, мы как педагоги, столкнулась с проблемами, а именно:

  1. Недоверие детей ко взрослым, основанное на негативном жизненном опыте (предательство, чувство собственной ненужности, заниженная самооценка, как следствие — озлобленность на окружающих).

2.Дефицит чувства любви, из которого следуют не сформированные духовно-нравственные ценности, волевая сфера, эмоциональные критерии.

  1. Дети, изъятые из дезадаптированных семей, не воспринимают насилие, как зло, имеют смутное представление о своих правах и обязанностях.

Детьми недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У наших детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.

В своей работе педагоги используют различные формы работы, одни из них: беседы, рассказы, прочтение детских сказок. Разучиваем стихи к празднику мам и пап. Просматриваем мультфильмы «Трое из Простоквашино», «Осторожно, обезьянки», «Мешок яблок». Рассматриваем наглядные пособия, фото и различные предметы семейного быта. Играем в сюжетно-ролевые игры. Лепим, рисуем и т.д. Большую значимость для формирования представления у детей о ценностях в семье имеют развитие трудолюбия, уважения к труду. Все это происходит в ходе бесед, игр, где дети приучаются  к труду и прививают  желание научиться трудиться, как взрослый. Беседы о труде дополняются ежедневными трудовыми поручениями ребёнка. Наши дети старшего возраста дежурят в столовой.

На данный момент мы делаем акцент на семью – это наша группа. В группе-семье накапливаются свои традиции, формируется свой уклад просмотры фильмов на тематику семьи и семейных ценностей с последующим обсуждением. Принимаем во внимание возрастные особенности детей, способности, потребности, интересы.

Таким образом, можно сделать выводы: работа с детьми по формированию семейных ценностей в условиях учреждения способствует успешной социализации, эффективна и вносит позитивный вклад в процесс социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

smart
smart
smart
smart
smart
smart