«Наказывать – по-русски значит поучать.
Поучать можно только примером.
Воздаяние же злом не поучает, а развращает»
(Л.Н.Толстой)
Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие.
Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.
Анализируя собственный опыт работы с родителями, можно прийти к выводу, что одна из главных предъявляемых проблем – проблема эмоционального взаимодействия в семье. На основании этого можно сделать вывод, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.
В качестве примера формы работы в этом направлении педагог группы «Солнышко» СРЦН «Малютка» г. Усолье-Сибирское провела тренинг «В гармонии с собой и своими детьми» для родителей воспитанников нашего учреждения. Тренинг проводился с использованием информационной площадки мессенджера Вайбер. Тренинг был направлен на гармонизацию эмоциональных связей в семье, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного общения. Общей целью тренинга было приобретение родителями знаний, формирование умений, развитие установок, определяющих поведение в общении. Поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его вербальные и невербальные проявления. Для проведения тренинга педагог выбрала несколько упражнений «Приветствие», «Семейный герб и гимн», «Разговор с деревом». В начале тренинга участники поприветствовали друг друга. Далее педагог проговорила каждое упражнение, показала и объяснила родителям как их выполнить. Родители с большим интересом принялись за дело, сначала они обсудили каким будет их семейный герб и гимн, далее они совместно нарисовали и подписали рисунок. Упражнение «Разговор с деревом» родителям понравилось больше всего, так как они смогли погрузиться в мир воображения и «поговорить» с деревом, после этого разговора родители перенесли свои мысли, свое эмоциональное состояние на лист бумаги и нарисовали дерево, написали текст, выражающий их чувства по отношению к таким значимым словам, как «Семья» и «Дети».
Ведь эмоциональная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи, а именно в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, как по отношению к друг друг, так и по отношению к детям.
Подготовила: Швецова Е.В.