Все родители хотят, чтобы их дети росли в безопасности. Мы наклеиваем на углы мебели специальные накладки, ставим ограничители на окна и рано начинаем учить малышей правилам дорожного движения. И хотя мы знаем, что по статистике каждый пятый ребёнок сталкивается с сексуальным насилием и домогательствами, нам трудно говорить об этой угрозе с детьми. Как предупредить их и при этом не испугать? Ведь очень важно научить ребенка правильно действовать в критических ситуациях.
Будьте заинтересованными и ответственными родителями. Для этого необходимо знать всех друзей своего ребенка, его увлечения и желания. Разговаривайте с ребенком, не бойтесь, что он не поймет, что он еще слишком маленький. Дети иногда понимают больше взрослых.
Чаще всего жертвами сексуального насилия становятся дети, которым уделяют мало внимания, игнорируют и не оказывают эмоциональной поддержки. В группе риска оказываются дети, для которых жестокое обращение, насилие и побои в семье ― рутинная история. Вследствие этого, дети думают, что тело не принадлежит им и с ним можно делать что угодно. Именно поэтому необходимо любить ребенка, всесторонне заботиться о его благополучии и научить детей соблюдать свои личные границы.
Родители и педагоги должны быть очень внимательными и открытыми для того, чтобы вовремя не пропустить сигналы, указывающие на то, что ребенок был подвержен сексуальному насилию:
• на физиологическом уровне: бессонница, ночные кошмары; боли в животе и головные боли, не имеющие физических причин; частое мочеиспускание; дрожания, тики, подергивания;
• на эмоциональном уровне: страхи и фобии. Со временем у детей могут развиться специфические фобии, в частности расстройство тревожной разлуки – специфическое нарушение, которое характеризуется выраженной тревогой вследствие отделения ребенка от привычной заботы о нем, боязнь засыпать в темноте одному; чувство вины за случившееся, раздражительность, депрессия, плаксивость и ранимость;
• на когнитивном уровне: ухудшается концентрация внимания, появляется рассеянность; нарушается память, зачастую дети не могут вспомнить важную персональную информацию, обычно травматического или стрессового характера;
• на поведенческом уровне: страх расставания с родителями, регрессия в поведении (сосание пальца, энурез, потеря приобретенных навыков); упрямство, агрессивность, раздражительность; враждебность и конфликтность по отношению к другим; проявления избегающего поведения: страх выходить из дома, боязнь одиночества или замкнутого пространства; отмечается стремление к однообразным играм с использованием предметов, имеющих отношение к психотравме.
• Физические признаки: различные повреждения на теле ребёнка.
Если ваш ребенок вдруг стал молчаливым, стеснительным, испуганным, рассеянным — поговорите с ним!!! Но помните, ВАЖНО не просто внимательно выслушать ребенка, а услышать его и оказать так нужную ему в этот момент, психологическую поддержку. Категорически НЕЛЬЗЯ: реагировать с ужасом, высказывая шок или отвращение. Для того, чтобы суметь помочь ребёнку нужно, прежде всего, выстроить с ним открытые и доверительные отношения.
И в заключение хочется напомнить слова Макаренко А. С:
«Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело».