Ежегодно 27 апреля отмечают радостный день для всех родителей всего мира – День рождения памперсов. Именно в этот день, в далёком 1965 году, американская компания Procter & Gamble, запатентовала первые одноразовые подгузники памперс. Создателем этого революционного изобретения стал Виктор Миллз (1897 — 1997 гг.)
На самом деле мы немного схитрили, и одноразовые подгузники были изобретены раньше, но именно 55 лет назад, благодаря «мужскому эгоизму» одноразовые подгузники захватили миры детей и взрослых, нуждающихся в уходе.
Существует мнение, что прообраз подгузников был изобретён в СССР при подготовке первых космических пилотируемых полётов. Но нашествие на полки магазинов подгузники начали из США.
В годы после Второй мировой войны США переживали настоящий бум, когда ежегодно рождалось более трех миллионов детей.
Изобретательница первого одноразового подгузника американка Мэрион Донован была не только литературоведом и заместителем редактора журнала Vogue, но и многодетной матерью. Ей катастрофически не хватало времени на стирку пеленок и она решила усовершенствовать процесс ухода за новорожденной дочерью.
Сначала Мэрион, изрезав несколько клеенок и штор для ванной, придумала непромокаемые детские трусики, которые надевались поверх обычной пеленки. Донован назвала их The Boater (от англ. boat — лодка) — трусики помогали ребенку «оставаться на плаву». В 1949 году боутеры с таким успехом продавались в знаменитом нью-йоркском универмаге Saka Fifth Avenue, что Донован удалось выручить за права на свое изобретение 1 млн. долларов. Но изобретательница пошла еще дальше — она придумала пришить полученную конструкцию к детским трусикам, а вместо клеенки стала использовать специальную адсорбирующую бумагу. Наконец, она заменила английские булавки, которыми закалывалась пеленка, на безопасную металлическую застежку. Получились одноразовые боутеры. Патент на изобретение Донован получила в 1951 году, однако так и не смогла продать его ни одной фирме. Потребители настороженно восприняли новую идею — использовать подгузник один раз, а затем выкинуть, казалось непрактичным.
Дочь Виктора Миллса, ведущего технолога компании «Procter&Gamble», также не была исключением из женщин своего поколения и подарила ему троих прелестных внучат. В свободное от работы время Миллс взялся помогать своей дочери нянчить детей. Однако эта миссия оказалась для Виктора непростой. Малыши активно пачкали пеленки и марлевые подзугники, а весьма почтенному и уважаемому изобретателю приходилось многократно их стирать и сушить. И он додумался: стирать не надо — надо выбрасывать.
Домашние терзания Миллса привели к тому, что он, взяв на вооружение идею Донован, мобилизовал нескольких сотрудников исследовательского отдела, чтобы создать одноразовые подгузники. «Эта разработка полностью поглотила меня, — рассказывал он впоследствии. — Не потому, что я, любящий дедушка, хотел облегчить жизнь своим внукам. Напротив, я хотел облегчить жизнь себе. Мое изобретение — плод элементарного мужского эгоизма».
И работа закипела. На тот момент большинство мамаш использовали многоразовые марлевые подгузники, которые были неудобны, потому что протекали. Первые бумажные одноразовые подгузники тоже оставляли желать лучшего – они крошились и оставляли клочки на нежной коже младенцев. Поэтому основной задачей команды Миллса стало создание складчатой прокладки с высокой поглощающей способностью, а уже эту прокладку планировалось поместить в пластиковые трусы особой формы. Идея так увлекла изобретателя, что уже в 1959-м появились первые прототипы «памперсов». Испытывал новые подгузники Миллс, конечно же, на собственных внуках. Им, щеголявшим в первых опытных образцах подгузников, приходилось несладко – в пластиковых трусах было жарковато. Кроме этого они вызвали у детей сильное раздражение кожи и непереносимый зуд.
Миллс принялся дорабатывать прототип. «Эта задача казалась невозможной, — вспоминает Миллс. — Чтобы отвлечься, я придумывал разные виды застежек для подгузников. Первые были на тонких лентах, потом на пуговицах и даже на молнии. Но наилучшими оказались на кнопках». Через несколько месяцев проблема была решена. Повторный эксперимент, проведенный в марте 1959 года с усовершенствованными образцами, оказался успешным.
Теперь, рожденному в муках, продукту требовалось достойное имя. Процесс нейминга оказался не менее трудоемким. Было разработано несколько десятков вариантов названий, все из которых уступили место «баловняшкам», а точнее нейму Pampers, от английского слова pamper — «баловать», «лелеять». «Одноразовые подгузники балуют не детей, а их родителей, — объяснял Миллс. — Дети и до «памперсов» писали, где заблагорассудится. А вот родителям больше не нужно стирать пеленки». И это правда.
И вот 27 апреля 1965 года в США были запатентованы одноразовые подгузники под торговой маркой «Памперс».
Автор: м/с Новикова И.В.