«Ребёнок левша. Переучивать или нет.»

Часто родители, увидев, что малыш делает что-либо левой рукой, тут же одергивают его, ругают и переучивают. В сознании многих леворукость ассоциируется трудностями в обучении, плохим почерком или даже с болезнью. Однако психологами давно доказано, что левшество – это врожденная особенность человека, которая мало влияет на его успешность в будущем. В свою очередь переучивание ребенка часто приводит к серьезным проблемам. Давайте разберемся, что же такое леворукость и праворукость, как определить ведущую руку малыша и в чем особенности обучения левшей и правшей.

В раннем возрасте у детей обычно одинаково активны обе руки. Также нередки случаи, когда в возрасте 2-4 лет малыш сначала некоторый период времени больше использует правую руку, а потом какое-то время – левую. Такая смена связана с развитием ребенка и формированием его мозга. Исследования показали, что леворукость или праворукость формируется у ребенка к 4-5 годам. Именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на то, как кроха орудует своими руками, чтобы правильно подойти к подготовке ребенка к школе. Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи.

Переучивание левшей, конечно, практиковалось во всем мире. Однако в тоталитарных государствах этот процесс был выражен сильнее, левшей старались исправить и «привести к общему знаменателю». К тому же до 70-х годов ХХ века это имело под собой практическую основу: все писали чернилами, и те, кто писал левой рукой, размазывали их.

Как оказалось много позже, заставлять ребенка пользоваться непривычной ему рукой равносильно физическому и эмоциональному насилию. В результате дети начинают страдать от навязчивых движений, страхов, нарушения сна. Такая детская травма может оказывать влияние на человека всю жизнь. Об этом стали в открытую говорить неврологи и психологи.

Отмечается Международный день левшей 13 августа. Идея устроить специальный день для них появилась ещё в 1976 году у Дина Кэмпбелла, основателя Международной ассоциации левшей. Один из способов развлечься во время него — челлендж, согласно которому во время празднования все правши должны выполнять привычные действия только левой рукой. Вот тогда‑то они и испытывают на себе, каково живётся левшам, когда все приборы, начиная от компьютерной мыши и заканчивая отбойным молотком, не приспособлены для них.

Леворукие дети часто пишут и читают зеркально: «Обычно левша читает про себя справа налево, а не слева направо, как мы привыкли. Надо понять, что леворукость — нормально. Это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей». Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием… У левшей масса талантов, которые он обязательно проявит, если создать ему благоприятные условия.

Развивайте координацию движений. Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание — все это поможет гармонично развивать и правое, и левое полушария мозга. У левши также улучшится зрительная и моторная память, а еще он будет лучше ориентироваться в пространстве. Левша лучше воспринимает информацию кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните, и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, а также их правильное написание, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке или крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь. Поступающая в мозг информация воспринимается ими образно, ассоциативно, что делает мышление нестандартным, фантазийным.                                                                                           Ребёнок-левша по сравнению с детьми своего возраста обладает большим словарным запасом, кругозором и эрудицией. Важно помнить, что переучивание ребёнка писать правой рукой может привести к переутомлению, риску появления невроза и прочим психологическим проблемам.

Автор: м/с Быргазова Н.В.

#СРЦНМалюткаУсольеСибирское

Ребенок рисует обеими руками