Травмы у детей, особенно в быту и на улице, встречаются значительно чаще, чем у взрослых. И не только по причине высокой активности и любопытства детей, но и из-за незнания ими элементарных правил безопасности и отсутствия должного контроля со стороны взрослых. Предвидеть, где ребенок может получить травму, невозможно, но научить его правилам безопасного поведения дома и в общественных местах под силу каждому родителю.
Острые предметы (ножи, лезвия, ножницы, спицы, иголки, булавки) держите в недоступных для детей местах, а старших детей научите осторожному обращению с этими предметами.
Не допускайте детей до горячей плиты, утюга и других нагревательных приборов. Не разрешайте детям самостоятельно включать электрические приборы. Розетки нужно защитить от доступа к ним ребенка, провода надежно изолировать. С более старшими детьми вести разъяснительную работу об опасности электрического тока и мерах безопасности.
Храните медикаменты в местах недоступных для детей.
Не давайте маленьким детям еду с косточками и семечками или драже во избежание удушья, присматривайте за детьми во время еды. Не допускайте разбрасывания по квартире мелких предметов (пуговиц, деталей конструктора) во избежание заглатывания их маленькими детьми.
Ядовитые, химические и опасные вещества храните в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Контролируем, объясняем, учим…
Когда ребенок маленький, следите за ним и убирайте все опасные вещи, чтобы он не мог их достать. Например, используемые для мытья сантехники моющие средства убирайте на высокие полки, шкафы, т.е. в места, не доступные для детей. Также поступайте с горячим утюгом после глажки белья, с кастрюлями с только что приготовленной пищей и т.д.
Когда ребенок уже подрос, не запрещайте, а просто объясняйте, почему это опасно. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя.
По мере взросления ребенка учите его пользоваться всеми опасными предметами и вещами, причем, обязательно под присмотром. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально. Например, увидели, что ребенок проявляет интерес к ножам, покажите и научите его резать вареные овощи пластиковым ножом.
Когда ребенок впервые отправляется в школу, покажите ему наиболее короткий и безопасный путь, обучите правилам перехода через улицу. Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
17 октября отмечен как «всемирный день травм» . Сегодня мы с ребятами из группы «Карантин» провели тематическую игру с куклой Машей, где Маша не слушалась маму и поранилась. Ребята с интересом включились в процесс игры. Они пожалели, успокоили и полечили Машу.
Взрослым очень важно самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!