Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
Самое важное в жизни каждого человека — это семья, потому что она дарит любовь, теплоту, добро. Семья дает нам все самое необходимое, начиная с рождения, ощущения нашей индивидуальности, сопричастности и связи с другими людьми. Только в семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. Только в семье мы можем почувствовать себя по-настоящему
счастливыми в окружении родных и близких людей, всегда готовых прийти
на помощь, понять и просто быть рядом. А что для маленького человека
самое главное? Семья, тепло маминых рук, папина защита. Не у всех детей
это счастье в жизни есть.
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Проблема защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию — социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. Приемная семья — форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и
попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), желающими взять детей на воспитание в семью.
Приемная семья обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей их право на семейное воспитание. Приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных
родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения, как со
взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло
и уют. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее
исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу
друг о друге и помогать друг другу.
Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы
сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Ни один реабилитационный центр не заменит
ребенку полноценную семью. У малышей только одна мечта – обрести маму и папу. В последнее время в нашей стране очень престижно брать детей из реабилитационных центров.
Принятие чужого человека в собственную семью это очень важный и ответственный шаг. Поэтому нужно взвесить все за и против, чтобы ребенок с чувством разочарования не вернулся обратно в интернат. В процессе решения о принятии ребенка в семью потенциальным родителям предлагается самим оценить свои возможности. Семье дается возможность соотнести свои
сильные и слабые стороны с задачами, которые ставятся при помещении
ребенка в семью. Для этого вначале объясняются те умения и навыки
(компетенции), которыми должны обладать приемные родители. Обладание компетенциями служит залогом успеха в воспитании ребенка. Поэтому важно, чтобы семья уже в начале подготовки поняла, какие задачи ей необходимо выполнить и, что сотрудники службы опеки и попечительства совместно с ней
будут оценивать и развивать. Нередко кандидат, полностью прошедший все
этапы подготовки, принимает решение о невозможности взять на себя
ответственность по воспитанию ребенка.
Приемному ребенку нужно почувствовать любовь, внимание, заботу, поддержку. Только тогда он сможет счастливо жить в новой семье много лет. Детям необходимо чувствовать привязанность к родителям, чтобы развить уверенность в своих силах и способность доверять людям.
Каждый ребенок имеет определенные эмоциональные потребности. По
тому, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину и т. д.), можно многое узнать о состоянии ребенка. Во-первых, как ребенок себя
чувствует, доволен ли он, злой, подавленный или полон радости. Во-вторых, это определяет его поведение: послушный или непослушный, плаксивый,
игривый, веселый, замкнутый. Важно, чтобы эмоции были положительными,
тогда и поведение будет лучше.
Если уделять ребенку пристальное внимание с самого раннего возраста, он воспринимает это совершенно естественно, и ему гораздо легче и привычнее делиться своими эмоциональными затруднениями с родителями. Конечно, для
этого потребуется много времени и сил, чтобы полностью сосредоточиться на
ребенке, но именно это наиболее мощное средство постоянного пополнения эмоционального резервуара ребенка и обеспечения его полноценного развития в будущем. Таким образом, социальная, педагогическая и социально-
психологическая реабилитация ребенка в ситуации включения его в приемную
семью имеют своей целью изменение особенностей восприятия своего
собственного «Я» и окружающей действительности, воспитание ребенка как личности, обладающей устойчивостью к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способной успешно адаптироваться в
окружающей среде и эффективно с ней взаимодействовать.
Подготовила: Чиркова Е.В.