Что может насторожить родителей в психическом развитии ребенка (с 3-х месяцев до полутора лет)?
Развитие ребенка всегда вызывает множество вопросов. Многие родители постоянно сомневаются: «А правильно ли развивается мой ребенок?», или наоборот не хотят замечать самые очевидные вещи: «Сейчас все такие, заговорит!». Но если с физическим развитием все более или менее понятно, а если и непонятно, то хороший педиатр всегда приметит возможные проблемы и попытается решить. А вот с психическим развитием сложнее. Очень часто ни родители, ни даже врачи не замечают тревожных звоночков достаточно долго, до трех — четырех или даже пяти лет…, а ведь первые звоночки в проблемах с психическим развитием можно заметить уже в три месяца. Давайте разбираться, что же должно насторожить в психическом развитии ребенка.
3 месяца:
1. На ласковые слова матери или улыбку ребенок НЕ реагирует комплексом оживления (нет улыбки, вокализаций или активных движений ручками и ножками)
2. При появлении перед лицом яркой игрушки ребенок НЕ реагирует на нее, не пытается дотронуться.
3. Ребенок никак НЕ выражает недовольство на мокрое или грязное белье/памперс.
4. При долгом нахождении в одиночестве ребенок НЕ пытается привлечь внимание взрослого, криком либо активным движением.
6 месяцев:
1. Ребенок НЕ радуется появлению матери, НЕ пытается, при виде матери, с ней взаимодействовать.
2. Ребенок НЕ проявляет удовольствия при виде близкого человека или игрушки, НЕ пытается взаимодействовать. При обращении матери или близкого человека ребенок НЕ смотрит в глаза, НЕ пытается «отвечать» гулением и улыбкой.
3. Ребенок НЕ интересуется яркими игрушками, НЕ пытается их потрогать, попробовать «на зуб». При предложении ребенку игрушки, ребенок НЕ берет ее в руки, НЕ обращает на нее внимания.
4. У ребенка НЕ сформированы адекватные реакции на ситуацию: нельзя понять причину плача или смеха, ребенок часто тревожен.
9 месяцев:
1. Ребенок НЕ обращается за помощью к близкому человеку, при необходимости (например, если не может достать игрушку)
2. Ребенок НЕ различает основные эмоции на лицах близких (на улыбку не улыбается в ответ, на хмурое лицо в ответ не настораживается, не хмурится)
3. Ребенок НЕ включается в игру, если мама или близкий родственник предлагает (построить башенку из кубиков, покатать мяч, поиграть в знакомые игрушки)
4. Ребенок НЕ проявляет интереса к окружающему миру. НЕ пытается исследовать все до чего может дотянуться.
5. Ребенок НЕ пытается манипулировать игрушками, которые разложены на расстоянии вытянутой руки.
6. Ребенок НЕ выполняет простые инструкции: «Дай ручку», «Поцелуй маму».
7. Ребенок НЕ пытается найти спрятанную игрушку. На вопрос, например, «Где ляля?» НЕ пытается найти спрятанную куклу.
8. Ребенок НЕ реагирует на отсутствие матери, если он увидел, как она ушла. НЕ проявляет удовольствия при ее появлении.
1 год:
1. Ребенок НЕ реагирует на имитацию эмоций матери: мама заплакала — НЕ жалеет, мама засмеялась — ребенок НЕ засмеялся в ответ.
2. Ребенок НЕ привлекает внимание взрослых своей деятельностью, НЕ пытается вовлечь в свою игру: НЕ приносит мячик или кубики, НЕ дает машинку, которую надо катать.
3. Ребенок НЕ обращается за помощью к взрослым, при появлении трудностей в достижении цели.
4. Ребенок не понимает простых инструкций с призывом к деятельности: «Пойдем кушать!», «Дай мяч.», «Пойдем гулять!».
1 год 3 месяца:
1. Ребенок НЕ проявляется интереса к появлению новых предметов в доме или чужих людей.
2. Ребенок НЕ вовлекается в игру с близким человеком при предложении поиграть.
3. Ребенок НЕ концентрируется на интересном для него предмете, НЕ пытается его изучить.
4. Ребенок НЕ пытается подражать звукам животных или не использует слова — метки: «бух», «дай», «на» и т.д.
5. При предъявлении картинок со знакомыми предметами ребенок НЕ показывает необходимую картинку по просьбе взрослого.
6. Ребенок НЕ может построить башню из кубиков, собрать пирамидку.
7. Ребенок НЕ реагирует на других близких взрослых при матери, НЕ пытается с ними взаимодействовать.
1 год 6 месяцев:
1. Ребенок НЕ понимает имитации сложных эмоций. Если мама изображает боль или грусть, ребенок не пытается ее пожалеть.
2. Ребенок НЕ включается в самостоятельную игру со знакомыми игрушками, НЕТ простых подражаний: качать куклу, кормить ее и т.д.
3. Ребенок НЕ выполняет простых поручений: «Отнеси чашку на кухню», «Дай мяч папе» и т.д.
4. Ребенок НЕ угадывает на картинке знакомый предмет и на просьбу взрослого: «Принеси это» нет ответного действия.
5. При предложении досок с вложением ребенок НЕ вкладывает предметы в отверстия, НЕ пытается примерить предмет к отверстию.
6. Ребенок НЕ пытается взаимодействовать с близкими с помощью жестов, мимики, слов.
7. Ребенок НЕ пытается подражать звукам животных или НЕ использует слова — метки:» бух», «дай», «на» и т.д. НЕ использует обращения к близким: «мама», «папа», «баба» и т.д.
Конечно, если вы у своего малыша заметили только один признак, то не стоит бить тревогу, а стоит лишь понаблюдать. Возможно, отсутствующий навык в скором времени появится. Однако, если вы отметили у своего малыша более 3-х пунктов обязательно следует проконсультироваться со специалистом.