Как дома

С 07.04.15 по 11.04.15 г в г. Иркутске проходили встреча и обучение персонала по реализации проекта «Как дома» на территории Иркутской области. Данное мероприятие проводилось по инициативе благотворительного фонда «наследие Иркутских меценатов».

В семинаре приняли участие 25 человек, где присутствовали гл. врачи, ст. медсестры, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, ст. воспитатели. Все эти специалисты из домов ребенка г. Иркутска, г. Братска, Черемхово, Слюдянки и Ангарска. Все эти дома ребенка предоставляли отчет о работе своих учреждений. По результатам увиденного можно сказать, что они не просто стремятся участвовать в проекте, а между ними существует элемент соперничества. Например, Братчане уже три года работают по алгоритмам и уже сейчас планируют внедрить супервизию.  Иркутский дом ребенка № 1, сформировали разновозрастные группы, внедряют алгоритмы. В целом хочется сказать, люди, не проходя обучение с Пальмовым О.И., используя только фильмы и книги, внедряют проект в кратчайшие сроки с глобальным охватом всех сотрудников. Такая скорость и желание вступить в проект объясняется тем, что с сентября 2015г. все учреждения казенного типа (дома ребенка) должны работать по семейной модели воспитания.

В январе 2014 года  Д. Медведевым было подписано Постановление Правительства РФ № 481, которое вступает в силу с сентября 2014 года.

В течение этих трех дней в основном работа строилась по принципу разделения всех присутствующих на три группы, в каждую из которых был внедрен сотрудник из Усольского дома ребенка. Наличие Усольских специалистов обусловлено полученными ранее знаниями, и опытом работы.

Мы предоставили отчет о проделанной за весь период  реализации проекта и получили высокую оценку, не только у коллег из других домов ребенка, но и внешний эксперт О.Пальмов, к. пс. н. доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ,  высоко оценил работу медицинского и педагогического персонала, отметил, что уровень качества жизни детей в нашем доме ребенка значительно отличается от других. Особо приятно было слышать положительные отзывы о нашем доме и работе наших сотрудников из уст учредителей благотворительного фонда, которые предложили вновь вступившим в проект, активно перенимать опыт у Усольских медиков и педагогов. Абсолютно у всех участников и учредителей возникло желание приехать к нам в гости.

От своего лица хотим выразить глубокую благодарность всем вам, так без участия и командной работы мы не добились бы таких результатов.

1н н2 н3 н4В ОГКУЗ «Усольский областной специализированный дом ребенка» на протяжении 13 лет заботятся о детях в возрасте от 1 месяца до 4 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основные направления деятельности структурных подразделений дома ребенка – медицинской, психолого-педагогической, социальной служб:

  1. Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на решение проблем здоровья воспитанников.
  2. Ведение образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, способствующей познавательному, речевому, социально-эмоциональному развитию детей, а так же их социализации.
  3. Совместно с врачом педиатром, учителем-дефектологом, педагогом-психологом , специалистом социальной службы осуществляется работа по психо-коррекционной программе «Помощь неблагополучной семье». Программа включает в себя несколько этапов, направленных на укрепление семейных ценностей и повышение уровня социальной компетентности биологических родителей.
  4. Активное сотрудничество с местными органами опеки и попечительства.

5.Создание условий для общения кандидатов в опекуны и усыновителей с ребенком

  1. Активное сотрудничество с социумом, организация и проведение совместных мероприятий, с участием представителей школ, детских учреждений города и района, представителей коллективов предприятий и общественных организаций.

В июне 2012 года заключено Трехстороннее соглашение между  Министерством здравоохранения Иркутской области, ДБФ «Солнечный город» и ОГКУЗ «Усольский областной специализированный дом ребенка» по модернизации деятельности дома ребенка и реализации проекта «Как дома».

Главные цели проекта:

  • Улучшение качества жизни, комплексной помощи и реабилитации воспитанников дома ребенка на основе современных достижений психологии детей раннего возраста.
  • Внедрение «семейной модели» проживания детей на основе принципов раннего вмешательства.

Задачи проекта:

  • Создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию детей
  • Провести структурные изменения в доме ребенка с целью создания «семейной» модели воспитания детей.
  • Обучить персонал новым формам взаимодействия и поддержки ребенка, повысить профессиональную мотивацию и компетентность.

Наша позиция:

  • Дети должны жить в семье.
  • Если дети живут в учреждении, необходимо создать такие условия жизни, которые удовлетворяют потребности развития ребенка: в безопасном «семейном» окружении, доступной профессиональной помощи.

Результаты проекта:

  • Развивающая среда групп, сформированная по семейному типу, благоприятно сказывается на психическом здоровье воспитанников. Отмечается положительная динамика в речевом, психофизическом и эмоциональном развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья успешно устроены в семьи.
  • Дети получают естественный для семьи опыт формирования отношений с наиболее близким, эмоционально доступным, постоянным взрослым.
  • Снизился риск возвратов детей, взятых из дома ребенка в семьи, поскольку у детей есть опыт формирования отношений с ограниченным кругом близких взрослых, процесс адаптации проходит успешней.
  • Преобразовывается тип взаимодействия взрослых с детьми, сотрудники качественно общаются с ребенком, видят его эмоции, сигналы, своевременно реагируют, применяют принципы «заботы с уважением» в процессе ухода

н5 н6

С 2012 года в Усольском специализированном доме ребенка реализуется проект « Как дома», основные цели которого — улучшение качества жизни, комплексной помощи и реабилитации воспитанников дома ребенка на основе современных достижений психологии детей раннего возраста, а также внедрение «семейной модели» проживания детей на основе принципов раннего вмешательства.

Специалистами дома ребенка была разработана программа модернизации, которая позволила эффективно произвести преобразования для улучшения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на социально-личностное, психоречевое и физическое развитие.

Год Общее кол-во детей в доме ребенка Общее кол-во детей, устроенных в семьи Возврат в биологическую семью Опека Приёмная семья Усыновление (иностранцами) Усыновление (РФ)
2012 141  46 10        20 10 6
 2013 162 96 22           29 36 7 2
2014 147 69 23 24 22
  • ушли в семью под опеку 6 детей с особыми потребностями здоровья (болезнь Дауна, ДЦП). Пребывание этих детей в «семейной» группе в течение 9 месяцев благотворно повлияло на их развитие, социальную компетентность.
  • снижение количества детей в доме ребенка и увеличение количества детей, переданных в семьи
  • внедрение эффективных методов психологической работы по восстановлению семейных связей в домах ребенка с женщинами «группы риска», в том числе временно поместивших детей в дом ребенка

н7

Ежегодно в мае в Иркутской области работает областная выставка — форум «Мир семьи. Страна детства» в выставочном комплексе ОАО «Сибэкспоцентр».

С 13 по 15 мая наше учреждение представляло опыт работы педагогической и медицинской служб. В рамках работы педагогической службы были освещены и представлены беседа – презентация « Представление опыта работы учителей – дефектологов по формированию зрительных, слуховых и тактильный анализаторов» и мастер – класс «Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста». Медицинская служба на лекции – практикуме раскрыла тему «Методики оздоравливания детей раннего возраста».

На протяжении трех дней специалистами дома ребенка активно оказывались услуги консультационного и практического характера по вопросам развития детей раннего возраста. В рамках развивающей площадки были организованы арт – терапевтические сессии «Мир глазами детей», для развития мелкой моторики и обогащения тактильных ощущений были организованы игры – упражнения в песочнице «Краб»,  наполненной натуральной фасолью

По результатам выставки учреждение было награждено дипломом за активную организационную работу при подготовке и проведении выставки.

н8 н9 н10 н11 н12