«Ранний возраст – особая забота. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста»
В рамках реализации плана работы подразделения старшим воспитателем Поповой С.В. организован семинар-практикум «Ранний возраст – особая забота. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста», на котором присутствовал педагогический персонал учреждения.
Светлана Владимировна сообщила, что без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного дошкольного воспитания. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам или родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
На данном мероприятии педагоги Агафонова С.В., Крылова О.Г., Шмотина К.Е., Чуева М.П., Ковалева Е.М. делились свои опытом работы в данном направлении.
Воспитаель Крылова О.Г. подготовила выступление по видам, методам и технологиям работы по здоровьесбережению, раскрыв теоретический материал, дополняя его примерами из собственного опыта.
Агафонова С.В., воспитатель группы «Улыбка» продемонстрировала занятие с детьми от 4-5 месяцев способствующего формированию навыков прислушиваться и поворачиваться в сторону голоса близкого человека, гулить, тянуться к нему, длительно на распев произносить гласные звуки, безотрывно прослеживать за движением апредмета вверх-вниз и по кругу, лежа на животе, используя элементы эмоционально-речевого общения.
Воспитатель Шмотина К.Е. поделилась опытом по проведению бодрящих гимнастик после дневного сна, которые способствуют обеспечению постепенного перехода ото сна к бодрствованию и укреплению здоровья детей. Педагог отметил, что при исользовании систематически «побудку» у воспитанников улучшается показатель физического развития, эмоционального состояния, формируются основы ЗОЖ, необходимые знания, умения и навыки полезных првычек.
Елена Михайловна Ковалева, воспитатель группы «Воробушки» сделала акцент в своем докладе на технологию «Песочная терапия», которая помогла в работе педагога укрепить психологическое здоровье детей, развить мелкую моторику стимулируя развитие речи и многое другое. Педагог отметил, что с помощью художественного творчества у ребенка гаснут отрицательные эмоции, он порлучает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствование умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.
Воспитатель Чуева М.П. познакомила с новым методом работы по здорорвьесбережению «Су-Джок» используя сказку «Курочка Ряба» способствующий запуску речи детей. Марина Петровна подчеркнула, что научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей. Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи. Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»).
Используя массаж в детском возрасте, у ребенка укрепляется здоровье. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов. Также с помощью массажа можно уравновесить психоэмоциаональное состояние малыша. Массаж су-джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться, повысить иммунную защиту организма. Со слов педагога, наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия, значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения.
Старший воспитатель, Светлана Владимировна, на заключительном этапе семинара подчеркнула, что все формы, методы и технологии здоровьесбережения воспитанников доступны и практичны, имеют положительные результаты.
Подготовил: старший воспитатель Попова С.В.