«Как сказка помогает малышу научиться говорить?»

Возраст от 1 до 3 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребёнка. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста.
Богатым развивающим потенциалом для развития речи детей раннего возраста обладает игра-драматизация. Инсценирование русских народных сказок,  потешек, песенок способствует развитию речи, памяти, мышления,  удовлетворяют потребность в двигательной активности, поскольку многие элементы устного народного творчества сопровождаются движениями.
«Говорящая» кукла в руках взрослого наиболее привлекательна, вызывает живые эмоции и желание «высказаться». Драматизация сказок доставляет детям много радости, они с удовольствие договаривают отдельные слова, фразы, имитируют голосом поведение животных. Это передача ребенком образа какого-либо героя, с использованием мимики, жестов и интонационной выразительности.
Игру-драматизацию можно организовать через различные виды кукольных театров:
 Пальчиковый театр
 Настольный плоскостной театр (деревянный, магнитный, бумажный и т.д.)
 Театр кукол би-ба-бо (перчаточный)
 Плоскостной театр на фланелеграфе
 Театр масок
Учитывая  особенности раннего возраста, каждое произведение должно повторяться много раз, пока дети не запомнят его наизусть. Обычно маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом повторяют их. Пассивная и активная речь при этом развиваются в единстве.
Поэтому использование разных видов кукольных театров помогает запомнить содержание сказки и расширяет возможность восприятия.
Такая игра погружает ребенка в атмосферу доброжелательности.
Передавая образ героя, ребенок выражает свои чувства, учится сопереживать.
Образцы литературного содержания помогают усвоить правила грамматического строя родного языка. Дети упражняются в практическом употреблении предлогов, падежных окончаний и т.д. Учатся изменять высоту и силу голоса, чтобы предать образ героя. Мелодичность фольклорного материала помогает развивать интонационную выразительность речи.
Действуя игрушкой, ребенок не только развивает моторику, но и воображение. Перемещая игрушку по столу, малыш учится видеть в своем воображении, как медведь идет вперевалочку, или как катится колобок, вместе с героями огорчается, удивляется, поднимая бровки.  Впоследствии, участвуя в драматизации, малыш уже воображает не только движение героя, но и сказочное окружение, лес, огород и т.д.
Системное использование игр-драматизаций не только прививает интерес к художественной литературе, но и помогают развивать память. Содержание сказок и рассказов запоминается гораздо эффективнее за счет того, что в подобной игре участвуют тактильная, слуховая, моторная, ассоциативная виды памяти.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.