В группе «Солнышко» СРЦН «Малютка» г. Усолье-Сибирское воспитатели большое значение придают развитию мелкой моторики рук малышей. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит, потому что при выполнении мелких движений пальцами рук, в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Значение развития мелкой моторики очень велико:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет, которые мы используем в своей работе:
Складывание в баночку: Предлагаем малышам бросать мелкие предметы (бусины, фасоль, изюм) в баночку с прорезью. Лучше если баночка будет изготовлена из прозрачного пластика, так малыши смогут наблюдать за процессом попадания предмета внутрь. Каждое свое действие комментируйте: «Одна бусина уже оказалась внутри. Теперь вторая…», и обязательно хвалите малыша за его достижения. Важно! Когда малыши играют с мелкими предметами (особенно если они несъедобные), не оставляйте их без присмотра, даже на короткое время.
Игры с крупой: Используем для игры как крупную крупу (фасоль, бобы), так и мелкую (гречку, рис). Предлагаем ребенку пересыпать крупу из большой емкости в маленькую чашку. Крупу можно пересыпать ложкой и руками. Когда крупа окажется в чашке, ее будет необходимо пересыпать обратно. Игра направлена на развитие координации и точности движений рук.
Мозаика: Отдаем предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех), маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.
В какие игры можно играть:
• сортировка фишек по цветам;
• выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета;
• выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника);
Игры с бельевыми прищепками: Подобные игры полезны детям, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Для первых занятий лучше выбрать прищепки из пластмассы, на которые не нужно сильно нажимать, дабы раскрыть их.
Пусть малыш возьмет прищепку, разожмет ее и прикрепит на листок плотного картона. Когда малыш освоит подобные манипуляции, ему можно предложить другие занятия, например, прицеплять прищепки:
• на веревку (предварительно натяните ее между стульями);
• на картонные заготовки-трафареты (корзинка, елочка).
С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.
Игры с фольгой: Заворачиваем в лист фольги мелкие игрушки. Заинтересовав детей, предлагаем развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая фольгу, малыши будут сосредоточены на процессе и задействует свои ловкие пальчики.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из теста и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Воспитатель: Белоглазова В.В.