«Как сказка помогает малышу научиться говорить?»
Возраст от 1 до 3 лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребёнка. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста.
Богатым развивающим потенциалом для развития речи детей раннего возраста обладает игра-драматизация. Инсценирование русских народных сказок, потешек, песенок способствует развитию речи, памяти, мышления, удовлетворяют потребность в двигательной активности, поскольку многие элементы устного народного творчества сопровождаются движениями.
«Говорящая» кукла в руках взрослого наиболее привлекательна, вызывает живые эмоции и желание «высказаться». Драматизация сказок доставляет детям много радости, они с удовольствие договаривают отдельные слова, фразы, имитируют голосом поведение животных. Это передача ребенком образа какого-либо героя, с использованием мимики, жестов и интонационной выразительности.
Игру-драматизацию можно организовать через различные виды кукольных театров:
Пальчиковый театр
Настольный плоскостной театр (деревянный, магнитный, бумажный и т.д.)
Театр кукол би-ба-бо (перчаточный)
Плоскостной театр на фланелеграфе
Театр масок
Учитывая особенности раннего возраста, каждое произведение должно повторяться много раз, пока дети не запомнят его наизусть. Обычно маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом повторяют их. Пассивная и активная речь при этом развиваются в единстве.
Поэтому использование разных видов кукольных театров помогает запомнить содержание сказки и расширяет возможность восприятия.
Такая игра погружает ребенка в атмосферу доброжелательности.
Передавая образ героя, ребенок выражает свои чувства, учится сопереживать.
Образцы литературного содержания помогают усвоить правила грамматического строя родного языка. Дети упражняются в практическом употреблении предлогов, падежных окончаний и т.д. Учатся изменять высоту и силу голоса, чтобы предать образ героя. Мелодичность фольклорного материала помогает развивать интонационную выразительность речи.
Действуя игрушкой, ребенок не только развивает моторику, но и воображение. Перемещая игрушку по столу, малыш учится видеть в своем воображении, как медведь идет вперевалочку, или как катится колобок, вместе с героями огорчается, удивляется, поднимая бровки. Впоследствии, участвуя в драматизации, малыш уже воображает не только движение героя, но и сказочное окружение, лес, огород и т.д.
Системное использование игр-драматизаций не только прививает интерес к художественной литературе, но и помогают развивать память. Содержание сказок и рассказов запоминается гораздо эффективнее за счет того, что в подобной игре участвуют тактильная, слуховая, моторная, ассоциативная виды памяти.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.