Не секрет, что домашней работы, сколько ее не делай, меньше не становится. Как же совместить общение с ребенком и повседневные дела? Очень просто – делать все вместе! Это будет полезным для ребенка во всех отношениях. Так как совместная работа воспитывает уважение к труду и просто развивает и развлекает ребенка.
Чтобы вырастить трудолюбивого человека, работу по приобщению ребенка к труду необходимо начинать с дошкольного возраста. Необходимо воспитывать положительное отношение к труду, развивать умения и навыки.
Мы выделяем четыре вида трудовой деятельности дошкольника. И каждому из этих видов уделяем большое внимание.
1. Самообслуживание. Предполагает умение ухаживать за собой и своими вещами. Чтобы ребенок вырос аккуратным, нужно формировать привычку ухаживать за своим телом и вещами, без напоминания взрослого мыть руки и складывать свои вещи и игрушки. Во время приема пищи приучать правильно пользоваться столовыми приборами и убирать за собой стол после еды. Легким, но в тоже время важным направлением в работе по приобщению к труду является формирование привычки и умения застилать за собой постель после сна. К навыкам самообслуживания можно отнести умение замечать и исправлять беспорядок в своем внешнем виде, например причесаться, застегнуть правильно все пуговицы, завязать шнурки, сложить свою одежду, а грязную отнести в стиральную машину.
2. Хозяйственно-бытовой труд. Предполагает совершенствование навыков сервировки стола, мытья игрушек и принадлежностей, уборки своей комнаты, собирание игрушек, ухаживание за ними. Помогать маме в мытье посуды или уборке помещения. А если имеется младший братик или сестричка помогать ухаживать за ним: одевать, раздевать, кормить.
3. Труд в природе. При формировании умений и навыков трудится в природе следует особое внимание уделять следующим направлениям в этой работе. Это и ухаживание за растениями. Дети в дошкольном возрасте уже могут окучивать растения, поливать, опрыскивать их, протирать листочки. Это и уход за животными. Когда ребята кормят питомцев, мастерят кормушки для птиц, расчесывают кошек и собак. К труду в природе можно отнести умение убирать участок соответственно погодным условиям. Зимой очищать дорожки от снега, осенью убирать листья, летом подметать дорожки, веранду.
4. Ручной труд. Главной задачей здесь является обучение детей пользоваться предметами для ручного труда: ножницы, игла.
Как правило, дошкольникам нравится трудиться. Главное поощрять их и предоставлять поле для действия. А так же направлять их в нужное русло и воспитывать положительное отношение к труду.
Как часто мы, воспитатели, слышим от мам, пришедшими за детьми жалобы: «В группе убирает игрушки, а дома приходится убирать за него».
Знакомая картина, правда? А почему бы не попробовать приучить ребенка помогать маме ? И чем раньше, тем лучше.
Как только малыш начинает ползать, а тем более ходить, он начинает активно исследовать окружающее его пространство. Он постоянно норовит открыть стиральную машину или холодильник, выпотрошить белье из шкафа или продукты из пакетов, терпеливо ожидающих, когда же их разложат по местам. Используйте это! Почему бы не попросить ребенка открыть стиральную машину и подавать вам белье? Или доставать продукты из пакетов и подносить их к холодильнику? Будьте уверены, маленький помощник с удовольствием это сделает, ведь для него это – при интереснейшее занятие! И пусть он «недоразгрузил» пакет или машину и отвлекся на что – то другое. Главное, начало положено. Постепенно ребенок привыкает выполнять ежедневные ритуалы, и это станет для него таким же обыкновенным занятием, как чистка зубов или чтение сказки на ночь.
Ребенок постоянно выкидывает игрушки из ящика, а потом бросает их обратно? А почему бы не собрать игрушки вместе с ним перед сном? Мишки, зайчики, неваляшка и даже кубики должны спать в своем домике.
Дети с интересом копируют все действия взрослых. Оберните себе это на пользу. Моем полы? Отлично! Выделите ребенку тряпочку и маленькое ведерко, пусть он посмотрит, как мама окунает тряпку в ведро, отжимает ее, а потом водит ей по полу. Ваш ребенок непременно захочет сделать тоже самое. Вытереть пыль, подмести, прополоскать белье – гораздо интереснее и полезнее делать все это со своим ребенком.
Также детям можно давать более серьезные поручения: помыть посуду (правда, этот процесс должен проходить под вашим строгим контролем), сложить разбросанные книжки. Параллельно можно придумывать разные забавные истории про предметы домашнего обихода.
Вот и в нашей группе «Улыбка» СРЦН «Малютка» г. Усолье-Сибирское есть маленькая девочка, которую мы все называем — наша помощница. Хоть она совсем еще малышка, уже умеет многое: сама может одеть носочки, шапочку, штанишки. С большим удовольствием помогает собирать игрушки, и обязательно ставит их на свои места. Умеет мыть ручки и вытирать их полотенцем. А еще она очень любит играть с куклами. В игре она всегда заботится о своей куколке, кормит ее, качает на ручках, укладывает спать, катает в коляске. Мы надеемся, что малышка вырастет хорошей и заботливой мамой. Пусть будет так!
Совет . Чтобы ребенок с радостью и большим удовольствием помогал вам, обязательно поблагодарите его, поцелуйте и обнимите. Не забудьте сказать: «Какой ты у меня хороший помощник, без тебя я бы ни за что не справилась. Спасибо тебе огромное».
Такая благодарность – самый хороший стимул для ребенка и самая большая его радость.
А сколько счастья маме и ребенку доставляют такие моменты тесного общения и взаимопомощи! Поверьте, эти драгоценные минуты вы не забудете никогда в жизни! Привлекайте ребенка к помощи постоянно, если у него что – то не получилось – ни в коем случае не ругайте и обязательно помогите ему справиться. И, поверьте, результат не заставит себя ждать, и вы получите самого лучшего в мире помощника.