Арт-терапия выступает одним из элементов лечения и реабилитации, используется с целью профилактики или развития . Ряд авторов показали возможность применения арт-терапии для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (даже когда у ребенка отсутствуют навыки создании оформленной изобразительной продукции, а его изодеятельность, в основном или всецело, имеет манипулятивный характер. Кроме того, имеются арт-терапевтические публикации, посвященные работе с детьми, находящимися в условиях социальной депривации, а также с детьми, пострадавшими от разных форм домашнего насилия.
Период раннего младшего и среднего дошкольного детства насыщен различными формами обучения. Взрослые во что бы то ни стало, хотят вложить в ребенка как можно больше информации, сформировать умения и навыки. И этот процесс, безусловно, очень важен, но также необходимым элементом развития ребенка является возможность свободно проявлять себя в разных видах игровой деятельности, которые, в частности, органично присутствуют в изобразительном творчестве. Неслучайно многие терапевтические и развивающие эффекты занятий маленьких детей с арт-терапевтом обусловлены взаимодействием ребенка с изобразительными материалами. Такое взаимодействие оказывает:
- стимулирующее воздействие
- развивает способность к проявлению инициативы
- самостоятельности
- концентрации внимания
- дает выход аффектам.
Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей данной возрастной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, недостаточен у детей находящихся в специализированных учереждениях и «социальных» сирот.
Арт-терапевтические методы могут иметь большое значение как одна из форм психологического сопровождения детей-сирот, находящихся в домах ребенка.
Педагог-психолог: Долгина Ю.В.